СПЕКТАКЛЬ В КРЕДИТ  


Лауреаты театрального сезона о себе и о других
В прошлом году актёры Лев ХАРЛАМОВ и Олег ШАПКОВ отважились на неординарный поступок. На взятые в долг деньги они спродюсировали спектакль «Что случилось в зоопарке?», который по итогам нижегородского театрального сезона стал лучшим. Он получил лауреатство на двух театральных фестивалях – «Премьеры сезона» и «Школа современного театра». На последнем Шапков получил также награду в актёрской номинации. А на театральной карте Нижнего возник новый театр. «Зоопарк».


..............................................................................................
-- Я слышал, что идея создания спектакля по пьесе Олби пришла ещё в студенческие годы. Так?
Л.Х.: Да, это было одиннадцать с половиной лет назад. Олег тогда оканчивал в Нижегородском театральном училище драматическое отделение, я – кукольное. Помню, что на каникулах в родном Челябинске провёл полмесяца в библиотеке: изучал план Нью-Йорка, там происходит действие пьесы. Листал журналы мод в поисках костюмов 50-х годов. А потом мы поняли, что молоды для героев пьесы.
-- Что же совпало в прошлом году? Нашлись деньги на постановку?
Л.Х.: Мы периодически возвращались к идее постановки, но не было ни денег, ни режиссёра. Наконец нам дали кредит на «Русском Радио», где мы к тому времени проработали пять лет в качестве ведущих. И мы познакомились с питерским режиссёром Ириной Зубжицкой, которая поставила в «драме» три спектакля. Встретились с ней, прошлись по барам на Покровке, поделились идеей. Она сказала, что ей всё нравится, кроме пьесы. Она ей показалась гомосексуальной. А у нас ни малейшего подозрения на это не было. Из текста, во всяком случае, гомосексуальность никак не выходит.
О.Ш.: Она предложила: давайте возьмём Гоголя. Ей нравятся всякие фантасмагории, она вообще сквозь них на призму смотрит. На некоторое время мы с ней расстались. Но вскоре ей предложили в Нижнем ставить антрепризный спектакль, и мы вновь встретились. Её проект обломился, и она стала работать с нами. Хотя, узнав, что деньги мы взяли в долг, назвала нас «полными уродами» и всячески отговаривала. Но мы к тому времени так изголодались по работе…
-- И стали искать единомышленников…
Л.Х.: Конечно, мы в продюсерской части допустили много ошибок. Художник-постановщик Паша Плохов поначалу предлагал совершенно безумные идеи вроде приглашения 36 барабанщиц, которые должны проходить через сцену. Но они с Ириной другу понравились и стали работать вместе. Причём порой втайне от нас. Они же настояли на появлении в спектакле видеоарта. Так в группе появилась Галина Филимонова. Отслеживать работу каждого мы не могли – встречались лишь поздно вечером на час-другой. В итоге декорации получились неплохими, но дорогими и громоздкими – гастролировать с этим хозяйством крайне неудобно. А репетировали мы на полянке за Дворцом спорта. На брёвнышках.
-- А вообще постановка антрепризного спектакля в провинции, да ещё с интеллектуальной пьесой – не абсурдное ли дело? Даже в репертуарные театры зритель не ходит, на что же вы надеялись?
О.Ш.: Не сочти меня за сноба, но в репертуарных театрах нет достойных вещей. Они отшибли у зрителя всё желание ходить в театр. Спроси у актёров – им самим не нравится репертуар. А мы можем сами пьесы выбирать.
Л.Х.: Тут надо сказать, что нижегородские театры выпускают сплошь легкомысленные спектакли. Там думают, что соберут на них больше денег, чем на серьёзных. Отнюдь! Зритель не ходит на «Фанфана» точно так же, как не ходит на «Петербургский роман» по Достоевскому. Что же до нашего спектакля – он фестивальный и на обоих фестивалях, в которых мы участвовали, имел успех.
-- Но деньги-то надо отдавать…
Л.Х.: Мы будем играть «Зоопарк» до тех пор, пока не отдадим деньги. Даже когда он всем надоест. Таковы наши обязательства. К сожалению, зрителей мало. Каждый раз их одинаковое количество – 90. Мы даже пытались играть не только в Доме актёра, но и на сцене «Комедiи», но вновь 90.
-- Так, может быть, надо было поставить шоу-проект? Тем более, что у вас есть опыт смешить людей, а Олег участвовал в старушечьем дуэте «Зоя плюс Фиса»…
О.Ш.: Дуэт давно распался – Саша Чернявский перебрался в Москву. Забавно, но многие Лёву путают с ним. Спрашивают: почему старушек не работаете? Как раз смешить нам и не хотелось. Нам это на радио уже надоело.
-- Вы играете «Зоопарк» полгода. Изменился ли он за это время?
Л.Х.: С каждым разом меняется. Перед началом мы договариваемся, что мы сегодня играем. Естественно, на сцене театра «Комедiя» мы договорились играть комедию, и зрители ржали. Зубжицкая уникальным образом поставила спектакль, ничего в нём не закрепив. На каждой репетиции она давала нам разные задания. Например, мой герой – робот, а Олег – невинная девочка, которая пытается его сломать. Или я серьёзный бизнесмен, который никого и ничего не боится, и всегда готов дать обидчику в морду. Спектр возможностей велик. Я даже думаю, что стоит мне захлопнуть книгу, которую читаю в спектакле, чуть громче, - и всё пойдёт по-другому.
-- Так ли актуальна тема одиночества для тридцатилетних? Мне кажется, они сейчас заняты лишь зарабатыванием денег и ни на что другое не обращают внимания. Главное для них – встретить кризис среднего возраста с материальным достатком в кармане…
Л.Х.: Ну, ты открыл глаза на жизнь… Да я знаю массу людей, богатых, но рефлексирующих, внутренне одиноких. Знаю московского пиарщика, который в 34 года имеет огромную зарплату и молодую жену, и достиг всего, о чём мечтал, но это-то ему уже не интересно. В том числе и для таких, как он, мы делали спектакль. Вот и мой герой задумывается о том, что слишком много усилий ушло на достижение уже мало интересных для него вещей.
-- Успешные люди ходят на спектакль?
О.Ш.: Тех из них, кто приходил, всерьёз плющит. Но почему девочки молодые выходят со спектакля в слезах – непонятно. И стихи пишут.
-- Сами вы ходите в нижегородские театры? Что запомнилось?
О.Ш.: Я боюсь ходить на плохие спектакли. Начинаю сомневаться в самом себе, думаю: как всё ужасно.
Л.Х.: Честно: мы сомневались в своём спектакле. Даже взяли небольшую паузу. Но когда критика спектакль оценила, поняли, что работа удалась. Из нижегородских спектаклей не выделю ни одного. Есть лишь неплохие актёрские работы – Ярлыкова в «Самоубийце», Деменева в «Фанфане», Сучкова в «Тартюфе».
-- Каковы планы театра «Зоопарк»?
Л.Х.: Мы планируем ставить два спектакля в год. Ближайшая премьера – романтическая комедия по пьесе Пояркова «Татарин маленький». Она основана на цитатах из чеховских пьес. У спектакля уже есть спонсор. Успешный человек, которому понравилась наша первая работа. Сейчас читаем массу драматургии. Столкнулись с проблемой: пьес для двоих почти нет. Значит, будем приглашать актёров-единомышленников из других театров.


Вадим ДЕМИДОВ
Фото Георгия Ахадова
АиФ НН
№ 21, 2004


.................................................................................................................
пресса о спектакле "Что случилось в зоопарке?"
афиша спектакля "Что случилось в зоопарке?"
фото из спектакля "Что случилось в зоопарке?"
гостевая книга
на главную страницу сайта


 

Сайт создан в системе uCoz