Олег Шапков: "Что случилось в зоопарке?"

Всем привет! С вами снова Алексей Полковник. С новым вторником вас! Не могу сказать, что ревностно отслеживаю все театральные события, происходящие в нашем городе. Но когда коллеги, с которыми работаешь бок о бок не один год, ставят спектакль на двоих, не сходить просто грех. Потом от любопытства помрёшь с искусанными локтями. Пошёл на самую что ни на есть премьеру и ни секунды об этом не пожалел. Более того, собираюсь повторить. Главные герои (в смысле участники спектакля) – Олег Шапков и Лев Харламов – ди –джеи «Русского радио в Нижнем». Я, конечно, и раньше знал, что они профессиональные театральные актёры, но не знал уровня. Теперь знаю – театральный критик из меня никакой. Мало того, всегда готов поддержать фразу: «Критик – это человек, который пишет о том, как бы он это сделал, если бы умел». Просто спектакль «Что случилось в зоопарке?» мне очень понравился. И сегодня мой собеседник Олег Шапков – сопродюсер и исполнитель одной из двух главных (а там больше других-то и нет) ролей.

- Олег, есть моноспектакли, а у вас, надо полагать, дуэт – спектакль. Почему вы решили поставить именно эту пьесу?

О.Ш.: Это наша старинная мечта, которая зародилась 11 лет назад и наконец – то воплотилась в жизнь. Попалась нам тогда пьеса такого замечательного драматурга Эдварда Олби – одноактная пьеса «Что случилось в зоопарке?». Зацепила сразу, и в главную очередь своей «немноголюдностью». Вообще, сначала она планировалась нами как самостоятельная студенческая работа, но что-то тогда не сложилось. Ежегодно мы возвращались к этому материалу, но опять же – то ли боялись, то ли времени не хватало, то ли не хотелось взваливать на себя такую ответственность, как самостоятельная постановка спектакля. А сегодня мы выступаем как продюсеры и как актёры спектакля. В идеале хочется быть просто исполнителем.

- Можно сказать, о чём спектакль?

О.Ш.: Как нам кажется, он о некоем кризисе. Его можно назвать «кризисом среднего возраста», можно назвать просто человеческим кризисом. Сложно, конечно, сказать однозначно. Каждый человек по-своему чувствует и понимает. Чем глубже драматургический материал, тем больше пластов он поднимает и в каждом человеке отзывается по – разному.

- Что побудило заняться именно этой пьесой именно сейчас?

О.Ш.: Лично мне очень хотелось вернуться на сцену. Я был лишён такой счастливой возможности – играть.

- Почему?

О.Ш.: Уже два года я не работаю в театре драмы, был отпущен на «вольные хлеба». А потребность играть живёт, поскольку я чувствую, что во мне живёт актёр, и никто другой. Кроме того – это жизненный этап. Если в нас жила мечта 11-летней выдержки и мы сумели её воплотить, то я даже как-то уважать себя начал, хоть это и пафосно звучит.

- Специально для постановки этого спектакля вами был приглашен иногородний режиссёр?

О.Ш.: Да. Питерский режиссёр Ирина Зубжицкая, которая в нашем городе поставила несколько спектаклей, в том числе «Свидание в предместье» по «Старшему сыну» Вампилова, «Странная миссис Сэвидж» Патрика и «Мотылёк» Гладилина. Нам понравилось, как она работает. Показалось, что Ирина может воплотить в жизнь то, что нам хотелось, - это в общем-то она и сделала.

- У вас на сцене присутсвует видео-задник ( то есть, помимо сценического действия, происходит ещё и действие экранное). Он работает в течение всего спектакля, а именно полтора часа. Чья это идея?

О.Ш.: Сложно сейчас сказать чья. Мы искали форму воплощения этого спектакля, современное звучание. Ирине это тоже было интересно – попробовать соединить видео-арт и театральное действо. С нашей стороны это наполовину авантюра, наполовину звенящая внутренняя потребность воплощения своих мечтаний в жизнь. А вообще, нормальная позиция актёра – доверять режиссёру. Решили совместить и совместили. Кому-то нравится, кому-то нет. Кого-то отвлекает от пьесы, а кому-то, наоборот, помогает понять глубже. Я бы сказал, что это замена типичного для театра звукового ряда.

- Премьера состоялась 14 октября 2003 года, а сколько вы уже сыграли спектаклей?

О.Ш.: Пока девять, в декабре ещё два, потом в связи с новогодними каникулами сделаем небольшую паузу.

- Почему выбрали именно Дом Актёра?

О.Ш.: На наш взгляд, это самая удачная площадка под камерный спектакль, кроме того, финансовые соображения. То, что мы могли потянуть.

-Ты сказал, что вы с Лёвой Харламовым выступили и как продюсеры данного мероприятия. Что это значит?

О.Ш.: Мы нашли деньги. Заняли их у очень хорошего человека – главы холдинга пяти радиостанций. Очень приятно, что человек поверил нам на слово и дал кредит бессрочный и беспроцентный. Огромное ему за это спасибо. На эти деньги были сделаны декорации, костюмы, приглашён режиссёр. В общем-то весь спектакль на них и поставлен.

- Зрители-то ходят?

О.Ш.: В наше время, когда жизнь нелегка, людям хочется внутреннего отдохновения на представлениях. А наш спектакль не совсем для отдыха. Но надо сказать, что с каждым разом зрителей приходит всё больше и больше. Причём работает «сарафанное радио». В нашем случае реклама практически не действует.

- Я знаю, что на премьере присутствовал один из самых известных нижегородских актёров – Анатолий Фирстов. Как он отозвался о вашей работе?

О.Ш.: Он сказал, что ничего подобного в Нижнем Новгороде не видел, ему очень понравилось и он горд, что был моим педагогом. Он действительно был одним из моих педагогов в театральном училище.

- Есть планы выйти с этим спектаклем куда-то за пределы Нижнего?

О.Ш.: Пока план один. У нас в городе в середине января будет проходить фестиваль современного театра, куда съедутся представители многих городов России. Будут приглашены режиссёры, педагоги и критики из Москвы и Питера. Хотелось бы там выступить и узнать мнение профессионалов российского масштаба.

- В спектакле у тебя несколько очень мощных монологов. Я, присутствуя в зале, видел, как по тебе стекает пот. Как ты себя ощущаешь, сходя со сцены?

О.Ш.: Честно говоря, часа два не ощущаю совсем никак. Не знаю, как этот со стороны смотрится, но, в первую очередь для себя, я работаю честно, потому что очень люблю и уважаю профессию актёра. Если ты не просто формально проговариваешь выученный текст, а пропускаешь его через себя, ты, естественно, затрачиваешь энергию. И чем глубже ты туда «ныряешь», тем больше эти затраты.

- А зрители хорошо принимают?

О.Ш.: Да. Ирина нам говорила, что материал такой, что народ будет «пачками» уходить, а этого не происходит. Значит, что-то держит человека. Ещё у нас была установка, чтобы не было равнодушных. И их, по большому счёту, нет.

Вот и всё на сегодня. Оторвитесь как-нибудь от очередного сериала и узнайте, «Что случилось в зоопарке?». А я на этом ненадолго прощаюсь с вами. До встречи в очередной «толстушке» и на частоте 102,9 FM. Остаюсь вечно ваш друг, Алексей Полковник. Пока.

Нижегородский Рабочий, ноябрь 2003


другие статьи о спектакле

афиша спектакля

фото из спектакля

гостевая книга

главная страница сайта



Сайт создан в системе uCoz